УБРАТЬ ИЗ ДРУЗЕЙ

"Россияне предпочли бы удалять аккаунты умерших людей из социальных сетей" - Левада-центр
За то короткое время, что существуют социальные сети, треть их пользователей успели потерять знакомых и близких, которые тем не менее до сих пор остаются в их списке друзей. Друзья усопших по социальным сетям продолжают получать уведомления об их днях рождения и обновлениях личных страниц, если кто-то размещает на них какой-либо контент. Публикуемые материалы могут порочить память усопших и при этом не могут быть удалены.

30 июня аналитический Центр Юрия Левады («Левада-Центр») обнародовал результаты социологического опроса, затронувшего тему функционирования личных страниц пользователей социальных сетей после их смерти. Заказчиком исследования выступила кинокомпания BAZELEVS, в которой актуальность проблемы «мертвых аккаунтов» осознали во время работы над десктоп-хоррором «Убрать из друзей». По его сюжету, кто-то взламывает аккаунт умершей девушки и с его помощью начинает угрожать одноклассникам покойной.
Основной вопрос исследования – что, по мнению россиян, необходимо делать с «мертвыми аккаунтами». За их полное удаление без возможности восстановления высказались 41,4% опрошенных. Сейчас основные социальные сети, функционирующие в России, проводят процедуру удаления личных страниц умерших, получив соответствующий запрос от их родственников.
«Мне кажется, неслучайно большинство опрошенных высказались за удаление аккаунтов умерших людей. Это не говорит об их желании поскорее забыть покойных, скорее, тут работает мистический страх – тот же, что заставляет нас обходить кладбища стороной. В такие виртуальные кладбища по естественным причинам будут постепенно превращаться социальные сети, ведь количество «мертвых аккаунтов» уже сейчас исчисляется миллионами – самое время задуматься об этой проблеме. На мой взгляд, у нее есть единственное логичное решение – предоставить владельцу аккаунта право при жизни определить, как он хочет распорядиться им после смерти. Сейчас его не дает ни одна российская социальная сеть – только формально зарубежный Facebook, поэтому мы призываем их разработать и внедрить соответствующий механизм. Социальное сети – публичное поле, и человек должен иметь возможность защитить в нем память о себе».


Тимур Бекмамбетов
глава кинокомпании BAZELEVS, продюсер фильма «Убрать из друзей»
30,2% респондентов высказались за присвоение аккаунту «памятного статуса», которое сейчас возможно только в сети Facebook: к странице умершего добавляется специальная пометка о смерти владельца, аккаунт не отображается у других пользователей в списках потенциальных друзей и напоминаниях о днях рождения, а доступ к нему полностью блокируется. При этом число выступающих за введение памятного статуса выше среди тех, у кого в друзьях есть уже умершие люди, и достигает 60%. Для них более ценно сохранить память об усопших.
Возможность передавать право доступа к аккаунту наследникам или доверенному лицу, которого пользователь сам назначит при жизни, поддержали 23,9% опрошенных, зарегистрированных в социальных сетях.
«Антон очень хотел, чтобы его аккаунт функционировал. Он писал статьи, которые были интересны людям, и его пожеланием было, чтобы его дневник остался и любой пользователь мог прочитать его публикации. Сначала мы удалили его страницу на «Фейсбуке», но друзья Антона и его читатели начали заваливать нас письмами, чтобы мы ее вернули.
Нам бы очень хотелось, чтобы была некая правовая норма, которая позволила бы нам законно распоряжаться аккаунтом Антона. Конечно, мы меняем пароли и стараемся обезопасить себя любыми способами, потому что было бы жутко получить сообщение от мертвого человека. Закон о мёртвых аккаунтах, конечно, всё бы очень упростил».


Мария Нечаева
вдова блогера Антона Буслова
Исследование «Левада-Центра» проводилось на репрезентативной выборке из 1 602 россиян в возрасте от 18 лет, при этом учитывались только ответы тех, кто зарегистрирован хотя бы в одной социальной сети, а таких оказалось 55,3%, что составляет более 60 млн человек.

Эту цифру подтверждает и исследование TNS Web Index. По данным их опроса, в городах с населением более 100 тысяч человек в возрастном сегменте старше 10 лет количество пользователей социальных сетей составляет 59, 3 млн человек.

С ростом числа пользователей социальных сетей растет и число «мертвых аккаунтов». По статистике, опубликованной изданием The Loop 26 июня и составленной на основе открытых источников (Huffington post, Google, Twitter, Facebook, Linkedin, XKCD), около 30 млн пользователей глобальной сети Facebook умерли за первые 8 лет ее существования. 428 пользователей умирает каждый час, 10 237 – каждый день, 312 500 – каждый месяц.

«В моём телефоне осталось много телефонных номеров Бориса Березовского из разных стран мира. Все они были записаны у меня просто – ББ. И вот недавно я получаю такое сообщение: «ББ joined Telegram». Этой сети даже не существовало в годы Березовского! Я конечно был обескуражен, но в то же время мне стало даже как-то легко и радостно. А почему это произошло – я теряюсь в догадках».


Михаил Козырев
радиоведущий и продюсер
«Проблема "мёртвых аккаунтов" на самом деле очень актуальна, и избиратели часто обращаются к нам с вопросом об этом. Мне кажется, что первым решением этого вопроса должно быть пользовательское соглашение, которое юзер заключает с соцсетью, и в котором он может сам выбрать, что должно происходить с его аккаунтом после смерти – должен ли он удаляться, замораживаться или переходить к кому-то в наследство. Например, есть случаи, когда аккаунт человека зарабатывает деньги, и у пользователя должна быть возможность оставить этот источник дохода своей семье. Это вопрос сложный, он еще требует еще обсуждений. Что касается меня лично, то мне бы хотелось, чтобы после меня мой аккаунт оставался в неизменном виде, чтобы ни у кого не было возможности рассылать сообщения от моего имени».

Роберт Шлегель
депутат Госдумы, «Единая Россия»
«Если люди продолжают жить в нашей памяти, то живут и их аккаунты. Аккаунты тех, кто ушел незамеченными и тихо, исчезают вместе с их владельцами. Я уже лет семь в "Фейсбуке", много друзей ушло, их страницы живут своей жизнью, их вспоминают в годовщины, что-то пишут – Владику Мамышеву-Монро, например. Кто-то поддерживает его аккаунт, и я не вижу в этом ничего плохого. Интернет – это такая анархическая зона, но в этом есть и свои плюсы – ужасно скучно, когда все урегулировано».

Андрей Лошак
журналист

Forum with id 1 is not found.